Трудовое обучение в начальной школе – благоприятная возможность развития творческой личности, какому многообразию можно научить, занимаясь ручным трудом. Этот предмет не только занимателен, но и полезен для общего развития ребенка. Уже много лет педагогическая наука убеждает общественность в том, что « развитие младшего школьника находится на кончиках пальцев», базируется на манипулятивной деятельности. Кого из родителей всерьез интересовало то, как ребенок рисует, конструирует? Кого обеспокоили не очень высокие результаты по ИЗО, ручному труду, физкультуре? Главная проблема для большинства – это успеваемость по «основным» предметам – русскому языку и математике. Так может и надо определять ребенка в математические кружки и лингвистические, а не в спортивные и художественные? Но малыша разовьют те занятия, где есть живая связь между ощущением и разумом.
Известно, что даже взрослый человек «мыслит всем телом», а ребенок — и подавно. Подобная связь лучше всего может быть обеспечена всевозможными занятиями по конструированию и моделированию, где практические
действия рук помогают интенсивному развитию абстрактного мышления. И мне хотелось, чтобы художественному труду, т.е. уроку технологии, незаслуженно отнесенному к необязательным предметам, соответствовал более высокий статус, и выделялось большее количество часов.
В системе преподавания уроков я придерживаюсь двух основных направлений:
1) Обеспечение активного «общения» ребенка с самыми различными материалами: картон, пластилин, природный материал, ткань, пряжа, нетрадиционные материалы( полимерные материалы, проволока).
2) Привлечение детей к разумному творчеству, которое не сводится к механическому упражнению рук.
Работая с детьми, я с удовольствием наблюдаю, как из неумелых, робких малышей, они превращаются в художников, которые достаточно умело, интеллектуально и духовно развиты, способны проникнуть в философию материального мира. У них сформировано понимание того, что вещи, которые создает человек, не могут появляться ни с того ни сего, и чтобы что-то сделать необходимо приложить усилие, применить воображение и творческое мышление. И для всего этого необходима жизненная сила – ресурс. Это состояние, в котором ребенок может действовать эффективно и все мыслительные процессы (восприятие, память, мышление, внимание) проходят на высоком уровне, и ребенок в таком состоянии чувствует себя успешным.
Ненавязчивое формирование заинтересованного и почтительного отношения к культурным традициям, понимание ценности разных культур, уважение к мудрости мастерства - все это можно отнести к цели курса ручного художественного труда. Не нравоучительные беседы, а освещение исторических фактов, не механическая работа, а сознательное овладение теми или иными видами практической деятельности и информацией об их зарождении и развитии - на таком материале ребята учатся размышлять, самостоятельно формулировать выводы. Все это повышает интерес к предмету, позволяет более полно воспринимать окружающий мир.
Систематическая творческая работа на уроках художественного труда не замедлит порадовать своими результатами; очень скоро заметным становится, что именно дети, занимающиеся ручным трудом, отличаются более гибким умом, у таких детей лучше развита логика, именно по этому быстрее справляются с математическими задачами, интереснее рассуждают, более организованны, более креативны, они с желанием и интересом учатся.
Здорово, что у меня есть такая уникальная возможность видеть рождение маленьких творцов, украшающих своими руками Мир.