В настоящее время идет модернизация системы образования Республики Казахстан. Важную роль в этом процессе играет информатизация. Она призвана видоизменить содержание образования.
Бурное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Действующие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств является компьютер, который предоставляет новые возможности для творческого развития детей и учителей, позволяет освободиться от традиционного курса обучения и разработать новые идеи, средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Информация образования включает: внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения и воспитания.
Использование ИКТ ведет к повышению качества образования. Компьютер, в сочетании с хорошей обучающей программой, обладает колоссальным потенциалом и дает возможность:
· использовать изобразительные возможности и звук,
· снабдить учебный материал динамическими рисунками;
· провести быстрое и эффективное тестирование знаний учащихся;
· организовать самостоятельную работу учащихся;
· получить прямую дополнительную информацию через сеть Интернет.
Использование новых информационных технологий обеспечивает реализацию дидактических принципов: научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Их реализация происходит через словесные, наглядные и практические методы обучения. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся, вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, способствует стремлению учащихся реализовать себя, проявить свои возможности.
Основные педагогические принципы, реализуемые технологией ИКТ: связь теории с практикой; доступность освоения для ученика и учителя; самостоятельная деятельность; наглядность обучения, мотивация и проблемность обучения, универсальность при использовании различных учебных программ.
Использование компьютерных технологий для начальной школы, соответствует задачам и содержанию учебного процесса и особенностям психофизиологического развития учащихся, допускает простоту в организации занятий и не требует специальной подготовки учителя.
Осваивая новые для себя педагогические информационные технологии, учителя начальных классов пытаются апробировать разнообразные формы работы, проекты творческого, исследовательского и поискового характера, а также создать ситуацию успеха для наших учеников.
Учителя начальных классов МГ №5 применяют в своей работе элементы следующих инновационных технологий: развивающее обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, дифференцированный подход к обучению, но, к сожалению, опираясь на данные методики самостоятельно пока не могут создать презентации к урокам.
В феврале 2013 года впервые учащиеся 1 и 4 классов приняли участие в гимназической научно-практической конференции со своими исследовательскими работами и творческими проектами. Были определены темы и цели работы над проектами, пути проведения исследований: беседы, интервью, фотоматериал, опросы, поиск информации, а также выбрана форма представления результатов. Работа по каждому направлению завершалась созданием проекта и авторской компьютерной презентацией в среде Роwer Point. По результатам конференции прошло награждение, названы лучшие, рекомендованы для выступления на НОУ «Веста».
Использование в процессе обучения и воспитания мультимедийных презентаций учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся младшего школьного возраста. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует, необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Из всего многообразия педагогических технологий наиболее актуальным считается метод проектов с применением новых информационных технологий.
Этапы работы учителя над проектной деятельностью:
· изучения интересов учащихся,
· выбор тематики проектов
· подготовка учеников к работе
· определение гипотез решения проекта,
· сбор материала
· создание презентации
· вывод о применения проекта
Применение методов проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию обучения, а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя.
Обучение компьютерным технологиям является важнейшей задачей современного образования.
Во всем мире использование информационных технологий в различных сферах деятельности уже стало необходимой нормой и частью культуры.