Запоминай, размышляй, доказывай!
В пору, когда мы много разглагольствуем о реформировании образования, в пылу дискуссий нередко забываем о личности Учителя, о тех правах, что он отвоевывает себе: на свою манеру изложения, свой способ мышления, свое отношение к ученикам… А в итоге – право быть и оставаться собой.
Мастерство учителя географии высшей категории многопрофильной гимназии №5 «Тандау» Владимира Павловича Гордеева – яркое доказательство того, что ни современная школа, ни класс, ни тем более урок не могут и не должны быть типовыми, стандартными.
Поиск импульса, интонации, ключа… Неподражаемая, неповторимая интонация талантливого рассказчика, чей искрометный умный юмор способны особо оценить наши гимназисты, резкие, категоричные, самостоятельно мыслящие, приметливо-наблюдательные. На это ушли годы.
Владимир Павлович – победитель республиканского конкурса авторских программ, защищать которые в Алматы в 2013 году съехались лучшие педагоги страны, сверкнувшие бисерной россыпью открытий, находок, новаторскими методиками преподавания привычных школьных дисциплин.
Вести импровизированный, интегрированный урок под девизом «Твори, выдумывай, пробуй!» - его самое любимое занятие, а самая желанная минута на нем, когда ведущим становится ученик. Учиться говорить и слушать окружающих – нелегкая наука для поколения, часами пропадающего в лабиринтах интернета.
Не секрет, что в школах страны не хватает педагогов-мужчин. Молодые приходят и… уходят, не задерживаясь. Остаются те, кто по-настоящему предан призванию, кто одержим учительством, кого захватила, затянула стихия и круговерть школьных будней. Логический опорный конспект – изобретение Шаталова – Гордеев творчески переосмыслил, дополнил, развил, адаптировал в условиях современного урока географии.
На глазах у детей каждый раз сотворяется обыкновенное чудо: каллиграфическим учительским почерком пишется тема урока, затем изображается (Гордеев отлично рисует) контур изучаемого географического объекта (полуостров, материк, и т.п.), выделяется пограничное положение, выход в море, влияние воздушных масс, особенность климата, типы почв, природная зона. Устно дается яркая и образная исчерпывающая характеристика: рельеф местности, площадь территории, население, язык, валюта, религия…
Дети рисуют мини-карту в своем опорном конспекте в тетрадках, и здесь очень важно цветовое мышление. Писать об этом сложно, лучше увидеть, услышать и понять. Кстати, каждый урок учителя географии высшей категории многопрофильной гимназии г. Кокшетау – открытый, приходите, не пожалеете…
Выпускники Гордеева успешно сдают на ЕНТ географию – этот предмет по выбору обязателен при поступлении в вузы по многим ныне востребованным специальностям: «туризм», «экология», «менеджмент и маркетинг», «экономика», «финансы», «водные ресурсы», «государственное и местное управление», «логистика», « ресторанное дело и гостиничный бизнес» , «учет и аудит», «связь с общественностью». А вот каким Владимир Павлович остается в памяти своих учеников:
Акмарал Какишева, выпускница 2009 года:
«Учитель открыл для меня целый мир, причем его увлеченность, страстность, поистине энциклопедические знания, высший пилотаж учительского мастерства задали столь высокую планку, что отныне география из скучной науки превратилась для меня в яркое непрерывное постижение открытий, которыми так славится наша планета Земля».
Сейткали Алишер, выпускник 2013 года:
«Владимир Павлович географическую науку привязывал к реальной жизни, включая нас в увлекательную игру на своих неповторимых и незабываемых уроках: «…итак, вы сели за стол с итальянцами, чем будут вас угощать... маслины, паста, овощи, пицца… тут же весело делаем вывод о ландшафтных и почвенно-климатических особенностях прекрасной страны на побережье Средиземного моря, а вот мы уже во Франции: много солнца, субтропики, а это значит…»
Павел Любименко, выпуск 2005 года : «Я уже закончил медицинский институт в Саратове, но, поверьте, все эти годы и до сих пор помню своего школьного учителя географии Владимира Павловича Гордеева. Эрудиция, своеобразный диапазон мышления, аналитика в сочетании с необычной подачей материала и оригинальностью увлекательного изложения встречаются редко даже в среде вузовских работников».
Интересно учителю – интересно всем! Как бы далеко ни уходили годы, а с ними и ученики, на какую бы высокую ступень ни поднимала их жизнь, ученики Гордеева возвращаются в тот спасительный мир, который подарил им в эпоху школьной юности учитель. Каждый ученик памятен по-своему, в зависимости от того, когда и какой след оставил в учительской судьбе. Настоящий педагог не может не чувствовать в себе некое
миссионерское начало, потребность, сея разумное, не забывать о добром и вечном. Так воспитывал Владимира отец Павел Иванович Гордеев, истинный преданный делу партии коммунист, человек высокой чести и достоинства, многие годы возглавлявший в Кокчетавской области Управление КГБ.
Любви к охоте, умению вслушиваться в природу, постигать ее тайны, простым и нужным каждому мужчине навыкам крестьянской жизни – этому всему Володю учил отец-фронтовик, превыше всего на свете ценивший в человеке совесть и достоинство.
Для Гордеева важно вырастить ученика, который бы поднялся, превзошел учителя прежде всего духовно, стал умнее, интереснее, ведь его уроки – не просто работа. Уроки Владимира Павловича – это высший пилотаж общения, в котором учитель-ученик на равных. Трудная наука среди людей оставаться Человеком познается его воспитанниками предельно честно. Учитель Гордеев не считает, что выйдя за порог гимназии, его ученики вступят в жизнь. Сама жизнь врывается в школу, заполняя собой ее этажи, залы, классные кабинеты.
«Воспитание, побуждающее к знанию» - педагогическое кредо учителя, чьи уроки не заканчиваются с последним звонком. Они – на всю оставшуюся жизнь.
Алия Ахетова